Священномученик Дамиан (Воскресенский) – один из самых известных выпускников Курской духовной семинарии. Её стены он покинул в далёком 1894 году, однако затем неоднократно возвращался в родной Курский край из других мест, где нёс своё служение: из Смоленска, Петербурга, Переславля-Залесского, Полтавы… А вот с Соловецких островов, превращённых в лагерь особого назначения (СЛОН), владыка в родные края уже не добрался. В 1937 году вместе с другими заключенными так называемого «первого соловецкого этапа» архиепископ Дамиан покинул Соловки и был расстрелян в глухом урочище Сандармох, в окрестностях города Медвежьегорск – столице Беломорканала.
Редакционная коллегия
Главный редактор: епископ Железногорский и Льговский Паисий
Выпускающий редактор: протоиерей Тигрий Хачатрян
Ответственный секретарь: Л. Ю. Гусев
Члены редакционной коллегии: иерей Роман Кацап, игумен Мелхиседек (Крахмалев), иерей Виталий Мирошников, диакон Иаков Матросов, Л. Ю. Гусев, В. Н. Криволапов, Ю. В. Озеров.
Требования к материалам для публикации в научном сборнике «Seminarium.
Содержание первого номера:
|
Вступительное слово. Архимандрит Симеон (Томачинский) |
с. 7 |
|
Взгляд на духовное руководство свт. Игнатия (Брянчанинова) и Оптинских старцев в приложении к современности. Иерей Павел Лизгунов |
с. 11 |
|
«Верные», «отпавшие» и «невоцерковленные»: проблема канонического категориального аппарата и церковные реалии XXI века Иерей Иоанн Макаров |
с. 19 |
|
Старец как духовный руководитель: взгляд Павла Флоренского Бёрджесс Д. |
с. 25 |
|
Традиция русского исихазма: аскетический опыт в современном прочтении человека Диакон Алексий Фесенко |
с. 31 |
|
Православная община: ценностно-смысловые ориентиры приходской жизни в XXI веке в контексте Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа Протоиерей Тигрий Хачатрян |
с. 39 |
|
Молитвенное правило и связанные с ним ошибки в духовнической практике Иеромонах Иоанн (Курмояров) |
с. 45 |
|
Архиепископ Николай Японский как пример истинного пастыря Иерей Виталий Мирошников |
с. 55 |
|
Социальная энтропия общества и православная парадигма мира Эверг Э.А. |
с. 59 |
|
Проблемы духовной безопасности в интернет-пространстве Мирошникова Е. Л. |
с. 65 |
|
Стоит ли бояться цифровизации? Иерей Александр Головченко |
с. 71 |
|
"ОТЪ АЗА НАЧАТЪ ОБОЕ" (к составу и стратификации кириллической азбуки) Гусев Л.Ю. |
с. 77 |
|
Митрополит Курский Назарий (Кириллов) как управляющий епархией и жертва репрессий Иерей Владимир Русин |
с. 83 |
|
Тема металла и иконы в российском законодательстве XVIII–XIX веков Припачкин И. А. |
с. 93 |
|
Вопрос о протестном движении и преобразовании духовных семинарий в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» Адамов М. А. |
с. 105 |
|
Проблемы содержания курских кладбищ в конце XIX — начале XX столетий Озеров Ю. В. |
с. 119 |
|
Возможности приходов Русской Православной Церкви в совершенствовании педагогической культуры молодых родителей Геллер Г.А. |
с. 127 |
|
Из опыта организации и совершения паломнических поездок с молодежью Иерей Константин Аристов |
с. 133 |
|
Понятие кенозиса и психотерапевтическая практика Сурьянинова Т. И., Фетисова А. С. |
с. 139 |
|
Детский лагерь «Исток» как элемент воспитательной системы Иерей Димитрий Татаренков |
с. 145 |
|
Летопись Курской духовной семинарии Диакон Иаков Матросов |
с. 151 |
|
Рейтинг преподавателей |
с. 184 |
|
Сведения об авторах |
с. 190 |
Содержание второго номера:
|
Интегральное видение человека на путях творческого синтеза православной традиции, философии и науки Протоиерей Тигрий Хачатрян |
с. 7 |
|
Христианское мироосмысление как возможность преодоления социально-политического и религиозного аспектов российского общества. Протоиерей Тигрий Хачатрян |
с. 13 |
|
Душевные органы чувств – особый вид интуиции как предмет богословско-философского анализа Сидоров Геннадий Николаевич, Шустова Ольга Борисовна |
с. 21 |
|
Диалог науки и богословия глазами физиков Шпатаковская Галина Васильевна |
с. 31 |
|
Соотношение пола с телом, душой и личностью человека в свете православной антропологии Громотков Александр Андреевич |
с. 43 |
|
Кафоличность местной Церкви: некоторые аспекты вопроса в свете современной экклезиологической ситуации Иеромонах Иоанн (Пахачев) |
с. 49 |
|
Трансгуманизм: религия без апокалипсиса? Иерей Роман Кацап |
с. 55 |
|
Пропаганда неоязычества и неонацизма в современной музыке Иерей Александр Головченко |
с. 63 |
|
Свобода выбора пола с точки зрения христианской антропологии Диакон Иаков Матросов |
с. 69 |
|
Трансгуманизм: прорыв в решении глобальных проблем человечества или очередная иллюзия в секулярной оптике Протоиерей Игорь Аксёнов |
с. 75 |
|
Апологетический аспект научно-богословского синтеза о.Павла Флоренского и его современное значение Диакон Сергий Баранов |
с. 81 |
|
Антропология Вячеслава Иванова и христианство Игумен Спиридон (Баландин) |
с. 89 |
|
Хиротония адептов ЛГБТ-сообщества в протестантских деноминациях Иерей Георгий Каменщиков |
с. 95 |
|
Цифровизация христианского общества: проблема противоречий и сохранения ценностей Жигалов Михаил Иванович, Соколова Ольга Александровна |
с. 103 |
|
Технологический перфекционизм и биоулучшение человека в соотнесении с евангельским призывом к совершенству Патракова Анна Павловна |
с. 111 |
|
Цифровой фетишизм: социальные условия и психологическое содержание Ширманова Марина Юрьевна |
с. 119 |
|
«Божественная комедия» Данте и её распространение в XIV-XV вв. Архимандрит Симеон (Томачинский) |
с. 125 |
|
Секулярное сознание как инструмент интерпретации библейского текста Гусев Леонид Юрьевич |
с. 131 |
|
Сходства в христианстве и язычестве: историография вопроса Болдырев Андрей Андреевич |
с. 137 |
|
Память как инструмент религиозной идентичности в современной России Иерей Димитрий Ледовский |
с. 145 |
|
Педагогика любви в посланиях св. Космы Этолийского Иерей Роман Кацап |
с. 151 |
|
Цифровизация общества и вызванные ею проблемы развития духовной образовательной среды Макаров Денис Владимирович |
с. 159 |
|
Проблема сохранения христианской семьи в современном российском обществе Иерей Димитрий Никитин, Никитина Ольга Олеговна |
с. 169 |
|
Назидательный потенциал традиционных форм исполнения библейских песнопений в богослужении Русской Православной Церкви Игумен Мелхиседек (Крахмалев) |
с. 177 |
|
Особенности коммуникации в эпоху поздней современности Сурьянинова Татьяна Ильинична |
с. 185 |
|
Православное воспитание в киберпространстве: возможности, перспективы, опасности Иерей Димитрий Татаренков |
с. 193 |
|
Летопись Курской духовной семинарии Диакон Иаков Матросов |
с. 199 |
|
Рейтинг преподавателей |
с. 232 |
|
Сведения об авторах |
с. 238 |
Содержание третьего номера:
|
Митрополит Курский и Рыльский Герман Приветственное слово |
с. 5 |
|
И. о. ректора Курской духовной семинарии, епископ Железногорский и Льговский Паисий Вступительное слово |
с. 6 |
|
Протоиерей Константин Костромин Подвиг новомученика в контексте обострения межэтнических отношений (на примере священномученика Платона, епископа Ревельского) |
с. 7 |
|
Пигорева Ольга Владимировна Перспективы изучения подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в современном образовательном пространстве |
с. 14 |
|
Протоиерей Тигрий Хачатрян К вопросу о религиозно-философском осмыслении положения Русской Православной Церкви в первой половине XX века |
с. 20 |
|
Мелехова Галина Николаевна Некоторые проблемы изучения судеб насельников Николо-Угрешского монастыря первой трети XX века |
с. 25 |
|
Озеров Юрий Владимирович Богословское наследие сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского |
с. 33 |
|
Монахиня Иустина (Трофимова) Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Дмитриевский: жизнь и духовное служение. К 95-летию образования Дмитриевского викариатства Курской епархии. (По документам Архивов УФСБ по Курской и Белгородской областей) |
с. 40 |
|
Иерей Владимир Русин Наследие новомучеников |
с. 51 |
|
Адамов Михаил Алексеевич Об участии преподавателя Курской духовной семинарии Георгия Ильича Булгакова в заседаниях духовно-учебного Отдела Поместного Собора 1917-1918 гг. |
с. 56 |
|
Иерей Константин Аристов Слово священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского на 95-ю годовщину основания Московской Духовной Академии «Да не будут тебе бози инии» как хрестоматийный образец проповеди |
с. 63 |
|
Тарнакин Андрей Александрович Новомученики Церкви Русской о духовном суде в ходе обсуждения его реформы на Поместном Соборе 1917–18 гг. |
с. 68 |
|
Иерей Александр Черных Пастырское служение протоиерея Иоанна Артоболевского как христианский подвиг |
с. 73 |
|
Иерей Роман Кацап, игумен Мелхиседек (Крахмалев) Сравнительный анализ чинопоследований хиротонии во пресвитера и диакона, изложенных в Патриарших Евхологиях и современном Архиерейском чиновнике |
с. 80 |
|
Иерей Алексей Фесенко Вавилонская башня и Лестница Иакова: аскетическая интерпретация противоположных библейских образов |
с. 101 |
|
Иерей Олег Рудыко Разночтения в переводах Библии на примере книги Бытия 3 главы 24 стиха: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» |
с. 108 |
|
Диакон Иаков Матросов Период до заключения брака как важный этап на пути создания христианской семьи |
с. 116 |
|
Сурьянинова Татьяна Ильинична, Фетисова Александра Сергеевна, Каращук Маргарита Николаевна Учение о ветхом и новом человеке и трансгуманистические идеи |
с. 121 |
|
Иерей Владимир Русин Материалы к житию священномученика Петра Григорьева, выпускника Курской духовной семинарии |
с. 126 |
Содержание четвертого номера:
| Митрополит Курский и Рыльский Герман Приветственное слово | с 6 |
| Ректора Курской духовной семинарии, епископ Железногорский и Льговский Паисий Вступительное слово | с 7 |
| Адамов Михаил Алексеевич Обзор протоколов духовно-учебного Отдела Первой сессии Поместного Собора 1917–1918 гг.: ход заседаний и основные темы дискуссий | с 8 |
| Артеменко Михаил Владимирович Этико-социальные аспекты использования мегачеловеком сверхразума» искусственного интеллекта как инструментария познания и осознания себя и умвельта в мире | с 16 |
| Балабейкина Ольга Александровна Янковская Анна Андреевна Событийные мероприятия как элемент миссионерской деятельности Церкви | с 32 |
| Гавриленков Алексей Федорович Социальный идеал Евангелия в условиях глобализирующегося мира. | с 37 |
| Иерей Артемий Денискин Добровольческое служение Русской Православной Церкви в современном мире: библейско-богословский аспект | с 42 |
| Озеров Юрий Владимирович Духовное наследие сщмч. Дамиана (Воскресенского) как источник ответов на вызовы современности | с 47 |
| Семененко Дмитрий Сергеевич Православная миссия в Малайзии. Проблемы и перспективы | с 54 |
| Иерей Дмитрий Татаренков Церковь и искусственный интеллект | с 60 |
| Иеромонах Тихон (Федяшкин) Феномен современного религиозного синкретизма, как слияния крайнего фундаментализма с моральным релятивизмом в православии | с 64 |
| Протоиерей Тигрий Хачатрян Образ «благоразумного разбойника» нашего времени в контексте миссии среди молодежи (на примере жизненного пути Петра Мамонова) | с 69 |
| Иерей Георгий Бекетов Всегда ли блаженны нищие? Идея защиты неимущих в учении Господа нашего Иисуса Христа | с 72 |
| Иерей Роман Кацап Книга пророка Даниила: споры вокруг личности автора | с 78 |
| Колесников Сергей Александрович Актуализация православного богословского идеала в трудах В.Н. Лосского 1950-х годов | с 84 |
| Иеромонах Афанасий (Зимин), Валентина Александровна Жикулина Благоустройство мест погребения усопших как одна из форм сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской | с 90 |
| Иерей Владимир Русин Выпускник Курской духовной семинарии священномученик Виктор Каракулин в архивных документах и печатных источниках | с 95 |
| Иерей Игорь Морозов Специфика молодежного возраста и принципы миссионерской работы среди молодежи на приходе | с 102 |
| Сурьянинова Татьяна Ильинична, Фетисова Александра Сергеевна, Каращук Маргарита Николаевна Ценность семьи в жизни человека в эпоху экранной культуры | с 109 |
| Гусев Леонид Юрьевич Риторический постулат об умолчании и морфология святого Евангелия | с 114 |
| Криволапов Владимир Николаевич О литераторах–юбилярах | с 117 |
| Эверг Элеонора Адольфовна, Мороз Евгений Проблема экзистенциального мировосприятия в ракурсе христианского мировоззрения | с 136 |
| Васса (Ларина), инокиня Дикирий и трикирий византийского архиерейского богослужения: происхождение и значение (пер. с англ. игумена Мелхиседека (Крахмалева Андрея Петровича) | с 143 |
| Летопись Курской духовной семинарии за 2020/2021 и 2021/2022 учебные года | с 154 |
ЧЕТВЕРТЫЙ НОМЕР






















